elvenface (elvenface) wrote,
elvenface
elvenface

Categories:

Надежда - мой компас земной. Обзор Danganronpa: Trigger Happy Havoc.

"Это настоящий праздник
Казни, казни, казни, казни!
Всё на свете серо, кроме
Крови, крови, крови, крови!
"
(КиШ "Праздник крови")

"К завершенью идёт третий акт
Все должны быть мертвы.
"
(Йовин "Шекспир")

"Если долго сидеть на берегу реки, мимо проплывёт труп твоего врага".
(Старая восточная мудрость)



Вы когда-нибудь мечтали о будущем? Лет эдак в семнадцать, а может и немного позже. Мчаться всё выше и выше по карьерной лестнице в мегакорпорации или открыть собственное дело? Творить без оглядки, без опасения безвестности и нищеты? Одерживать блестящие победы в спорте? Так или иначе забраться на вершину мира? Это вполне осуществимо. Вам лишь надо поступить в академию "Пик Надежды", выпускников которой ожидает самое светлое будущее. Никаких преград, все дороги перед ногами, все двери нараспашку.


(выглядит неплохо, да? ну, о цвете неба скоро придётся забыть...)

Правда, для поступления потребуется немало - не только преуспевать по всем возможным предметам в школе, но и обладать определённой "изюминкой". "Пику Надежды" не нужны неудачники - только супер-дупер ученики, лучшие в своём деле! Вы гениальный спортсмен, певец или программист? Добро пожаловать! Самый крутой байкер, самый задротский отаку и самый раздолбайский шаман? Ну... почему бы и нет. Главное - выделяться.

Впрочем, всё не так грустно - для Обыкновенного Японского Школьника в Пике Надежды тоже найдётся местечко. Если он выиграет специальную лотерею и тем самым заслужит звание супер-дупер везунчика. Разумеется, главный герой игры, Макото Наэги - как раз этот самый ОЯШ и супер-везунчик в одном лице.


(где я? вопрос избитый, но вполне актуальный)

Или супер-неудачник. Это как посмотреть.

Гостеприимный светлый холл академии кружится перед глазами, сознание поглощает темнота. Где это мы? За партой в пустом классе? Неужели внутри академии? Тогда почему тут всё... не так?

Атмосфера Пика Надежды - а теперь уже Пика Отчаяния - не располагает студентов к поеданию сочного гранита науки. Везде натыканы камеры, большая часть дверей и проходов перегорожена, повсюду царит почти сюрреалистический полумрак.
Попробовать бежать? Некуда - окна замурованы стальными пластинами толщиной с палец, а над входной "дверью", напоминающей вход в фоллаутовские Убежища, ощерились два автоматических пулемёта.


(это академия или тюрьма строгого режима? истина где-то посерёдке)

Но не успевают персонажи (в количестве пятнадцати штук, включая ГГ) решить, что всё вокруг - чья-то несмешная шутка, на сцене появляется директор заведения - плюшевый роботизированный медведь Монокума. И, как положено директору, тут же объясняет правила пребывания в академии: если вы попали сюда, назад дороги нет. Студенты обязаны прожить в Пике Надежды/Отчаяния всю жизнь, надёжно отрезанные от внешнего мира. Если только...

... если только они не предпочтут этому другой вариант. Окончить "учебное заведение" всё же можно. Нужно лишь окончить чью-то жизнь.


(и я не плюшевый мишка!)

Страшные слова, звучащие изо рта чёрно-белого медведя поначалу не воспринимаются всерьёз. Убить одного из своих товарищей? Пусть ребята и знакомы каких-то пятнадцать минут, они же не вгрызутся друг другу в глотки! Но при попытке надрать Монокуме наглый плюшевый зад, герои быстро узнают, что их "директор" напичкан взрывчаткой и имеет кучу запасных тел.


(швыряться директорами в стенах академии категорически запрещено!)

Безумие происходящего постепенно начинает восприниматься как должное. Остаётся лишь смириться и прожить остаток жизни под стеклянными глазами камер и дулами пулемётов. Или же... или...

Не только Раскольникову приходил в голову вопрос, касающийся дрожащих тварей и имеющих право, верно?

Монокума - воплощённый гротеск. Он тороплив. Он безжалостен. Он неизменно весел и очень, очень зол. Он будет толкать героев на преступление крохотными пряниками и чудовищными ударами кнута. Когда речь идёт о развлечении века, все средства хороши! Огромные деньги, угрозы друзьям и близким, страшные секреты прошлого! Ну разве возможно перед таким устоять?

Разумеется, начнутся убийства - скорее рано, чем поздно. Прольётся кровь (зацензуренного розового цвета, оттого даже более жуткая), а Пик Отчаяния покажет своё истинное лицо.

Монокума корчит из себя не только внимательного директора, но и беспристрастного судью. Убийца выйдет на волю - но только в том случае, если его не смогут опознать. После каждого злодеяния герои вершат суд, на котором пытаются вычислить преступника. Успех? Убийца будет казнён. Провал? Казни подвергнутся все остальные.


(казнь! НАКОНЕЦ-ТО!)

Сюжет Данганронпы немилосерден к игроку. "Тебе так понравился этот персонаж?" - будто бы спрашивает он издевательски-участливым тоном. "Как жаль, что он умрёт первым." "Что, теперь приглянулся другой? Извини, в следующем деле он окажется убийцей." Цифра "15" кажется внушительной только на первый взгляд - в Пике Отчаяния жизни ломаются как спички. Если предварительно не обчитаться гайдов, угадать "финалистов" будет практически невозможно. У меня, по крайней мере, не получилось.

Сперва несложно подумать, что место действия - дурной сон, или по крайней мере, некая фантасмагория. Как удалось незаметно запереть пятнадцать гениальных студентов в огромном здании в центре Токио? Почему это место так надёжно замуровано? Какого дьявола не приходит помощь снаружи? Но, если учесть некоторые чисто анимешные условности, окончательное объяснение происходящего содержит минимальное количество фантастики и бьёт по голове не хуже судейского молотка Монокумы.

Безумно? О да. Зато на удивление свежо.


(пятнадцать негритят приехали учиться...)

История - сильная сторона Данганронпы, чего, увы, не скажешь о геймплее. Поначалу, смотря на мир глазами Наэги, академия кажется огромной! Длинные коридоры, многочисленные комнаты - классы, спортзал, медпункт, магазин, кафетерий, баня... Причём после каждого суда открываются новые этажи с новыми помещениями. Но вскоре становится ясно, что это разнообразие иллюзорно. Редко какую комнату мы посетим больше двух раз в сюжетных целях, а в свободное время делать там особо нечего.


(милая гамма, правда? вот так и выглядят коридоры Пика Отчаяния)

Игровой процесс делится на четыре неравных части.

Первая, и основная - сюжетные сцены и диалоги, занимающие, наверное, треть всего времени. Когда нас тащат по сюжету, невозможно даже толком изучать окрестности - герой будет раздражённо бормотать, что ему надо заглянуть в кафетерий.

Вторая часть - свободное время перед судами. Самый приятный, на мой взгляд, кусок геймплея - когда можно неспешно гулять по академии и общаться с товарищами по несчастью. Наэги легко влезает людям в душу, и способен найти общий язык даже с заядлыми снобами или социофобами. Не говоря уже о тех, кто и сам не прочь подружиться на досуге. Главное - подбирать правильные подарки.


(ээ... окей. я не против!)

Налаживать отношения - сплошное удовольствие, жаль только польза от этого исключительно умозрительная. Товарищи награждают героя способностями, которые пригождаются во время судов, но без них легко обойтись даже на максимальной сложности. Раскрытие персонажей через диалоги совершенно восхитительно, но не оказывает на сюжет ни малейшего воздействия. Помогать Наэги будут всё равно только те, кому это предназначено по сценарию - и неважно, сколько заверений в вечной дружбе прозвучит от других. Убийцы не раскаются, жертвы не спасутся.

Третья часть - расследования, стартующие после убийств. Отсюда Данганронпа выглядит как родная сестра Ace Attorney - изучение записей, допрос персонажей, сбор улик... Пропустить важные детали невозможно, расследование будет завершено только когда все материалы окажутся на руках нашего свежеиспечённого детектива.


(сбоку персонажи выглядят подозрительно картонно. ладно, спишем на стиль)

Наконец, четвёртая часть - суды, до дрожи обожаемые Монокумой. Они сами по себе делятся на пять частей.

Обычное предоставление улик и поиск правильных ответов - всё как у старика Феникса. Разве что на анализ время далеко не бесконечно - где-то по две минуты, чтобы сделать выбор.


(практически круглый стол, только без стола)

"Бесконечные прения", где надо отыскать истину, указывая с помощью улик на неверные заявления. Например, сэр Генри утверждает, что два часа назад видел собаку Баскервилей, заглядывающую к нему в окно. "Objection!" - кричит Наэги (на самом деле кричит что-то другое, но очень похожее), в комнате сэра Генри нет окон! Время безжалостно тикает, а после неверных попыток убывает счётчик жизней - поначалу это очень напрягает. Но даже после фатальной неудачи сцену можно начать заново, пожертвовав лишь полубесполезными очками рейтинга.


интернетах прениях кто-то не прав!)

Местный аналог "Поля чудес" - опять же, на время. Нужно угадать слово, относящееся к делу, "стреляя" по летающим буквам. Словечки обычно незамысловатые, но в лихорадочном темпе додуматься до них не так просто.


(я угадаю это слово с трёх пуль)

"Пулемётная битва" - яростная словесная перепалка с противником, представляющая из себя ритм-тыкалку в лучших японских традициях. Самая сложная и неприятная часть суда, имхо, найти правильную последовательность действий мне удалось лишь под самый конец игры.

"Финальный аргумент" - последний гвоздь в могилу негодяя, решившего прикончить ближнего своего. Наэги использует дедуктивные способности и Великую Силу Воображения, дабы воссоздать картину убийства в мельчайших деталях. Выглядит это как манга, куда надо подставлять недостающие панели. Шикарная задумка немного смазывается неизменным ограничением по времени и определённой нечёткостью в логике картинок.

Это может звучать увлекательно, но на деле сначала нервирует, а затем просто не вызывает положительных эмоций. Понятно, что авторы хотели отразить в судах своеобразную атмосферу перестрелки (слово-гибрид Danganronpa состоит из "dangan" - "пуля" и "ronpa" - "опровержение"), но для игры, основанной на логике, бешеный темп идёт только во вред. Даже если выставить сложность поменьше, временные рамки останутся теми же.


(виновен! виновен! ВИНОВЕН!)

Но в итоге, даже если не смириться с коридорным геймплеем в мирное время и неуместной горячкой судов, история вытягивает всё. Часть персонажей (особенно мужских) неприятны до такой степени, что их не хочется касаться даже десятиметровой палкой, но их можно спокойно проигнорировать. Сюжет не отпускает до самого конца, держа игрока в неведенье и припасая напоследок ответы на самые страшные тайны. Не на все, кстати. Надо же оставить что-то на вторую часть?


(чуть менее, чем все детективы игры. из тех, что приятные, по крайней мере)

Данганронпа - рассказ о дружбе и предательстве, отчаянии и надежде, и, конечно, жизни и смерти. О том, как терпение и мужество способны одолеть даже самый изощрённый злобный замысел. Да, это скорее визуальная новелла, чем полноценная игра, но что с того, чёрт возьми? Она увлекает настолько, что игрок/зритель/читатель просто выпадает из окружающего мира. Разве можно требовать большего?
Tags: игры, купо!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments